ПАМЯТКА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
ЗА ВОCПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Уважаемые родители!
Каждый из вас желает, чтобы дети, воспитывающиеся в ваших семьях, были здоровыми, благополучными, законопослушными людьми. Простые правила, выполняя которые вы сможете предупредить негативное влияние на ваших детей, предостеречь их от попадания в круг преступников, наркоманов, токсикоманов и алкоголиков:
1.Постоянно обращайте внимание на ответственное отношение к сохранности личных вещей, в том числе мобильных телефонов, велосипедов и к появлению у них новых вещей которых вы не приобретали.
2. Требуйте от своих детей ношения в темное время суток световозвращающих элементов (фликеров). Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера. Объясняйте детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательным и начинать переход только после остановки транспорта. Не думайте, что беда приходит в семьи только других…
3. Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения своего сына либо дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.
4. Не допускайте нахождения ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время. Если сын или дочь отпрашиваются переночевать у друзей либо знакомых, будьте уверены, что ничего хорошего от этого вам ждать не придется. Как правило, в таких ситуациях ваш ребенок хочет бесконтрольно и весело провести время. Большая часть преступлений подростками совершаются именно в позднее и ночное время, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления.
5.Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с воспитателем, педагогом социальным, обращайтесь за помощью к педагогу психологу.
6. Больше общайтесь с ребенком о его делах, проблемах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях со сверстниками, в том числе в школе и по месту жительства.
7. Ваши дети должны четко понимать,что вы крайне отрицательно относитесь к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте, регулярно напоминайте им об этом. Не вздумайте наливать им алкогольные напитки, в том числе на праздники. Если же вы это делаете, то сами способствуете «воспитанию» будущего алкоголика.
8. Если вы позволяете ребенку курить либо «закрываете на это глаза», то вы рискуете, что кроме проблем со здоровьем, ребенок в будущем приобретет и другие вредные привычки, такие как употребление алкоголя, токсических веществ,наркотиков.
ПОМНИТЕ!
Вы несете полную ответственность за воспитание и содержание своих детей. По Декрету Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в случае если установлено, что родители
- ведут аморальный образ жизни
- являются хроническими алкоголиками или наркоманами;
- жестоко обращаются с детьми;
- либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем дети находятся в социально опасном положении
Воспитание детей - это не только желание и добрая воля родителей, а обязанность, закрепленная на законодательном уровне, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь.
Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей.
1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
- Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления. Кроме того, сам факт нахождения несовершеннолетних вне жилища без сопровождения взрослых в период с 23.00 до 06.00 часов влечет административную ответственность по ст. 17.13 КоАП Республики Беларусь.
Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища
1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
Помните, что самый главный и решающий фактор в воспитании ребенка - это личное поведение и образ жизни его родителей.
Важно знать родителям будущих первоклассников
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Психологическая готовность к обучению в школе - это комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
«Готовность к школе» - это определенный набор знаний и умений, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
!!! Ребенок, идущий в школу, должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Необходимые предпосылки учебной деятельности будущего первоклассника:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилам,
- умение ориентироваться на заданную систему требований,
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, выделяют уровень развития речи.
!!! Речевая готовность детей к обучению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
Основные задачи при подготовке детей К школьному обучению:
- развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
- воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
- развитие речи,
- развитие внимания,
- развитие памяти,
- развитие наглядно-образного мышления,
- развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).
Умственная готовность ребенка к школе
Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».
Но не только умение писать, читать и считать определяют готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать психические процессы ребенка. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать речь, внимание, мышление, память.
Важнее само желание узнать новое, а оно не возникнет, если ребенку трудно воспринимать и запоминать новый материал. Следовательно, для того, чтобы появилось это желание необходимо развивать психические процессы.
Память - способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель — запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.
Слух - почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.
Внимание — способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения. Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.
Пространственная ориентация - способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Например: спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.
Мышление - умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.
Мелкая моторика - «чем умнее рука, тем умнее ваш малыш». Развитие тонких движений пальцев руки, напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг. Хорошо развитая мелкая моторика поможет ребенку в выработке красивого почерка.
! Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15—30 мин. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность.
Для родителей будущих первоклассников:
- повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант;
- не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса;
- будьте терпеливыми, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности;
- в занятиях с ребенком нужна мера, не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен;
- дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий выбирайте игровую форму;
- развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма;
- научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы;
- избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Министерство образования Республики Беларусь обращает внимание, что при организации образовательного процесса во всех типах общеобразовательных учреждений учащиеся 1-11 классов придерживаются одежды делового стиля.
Для девочек: сарафан или жилетка с юбкой (бордовые, синие), белая блузка;
зимний вариант – бордовый или синий пиджак (жакет) с брюками.
Для мальчиков: серый костюм (допускается пиджак в полоску, клетку), белая рубашка.
Основные идеиБЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
- Безотметочное обучение означает обучение на содержательно-оценочной основе.
- Оценке подвергаются процесс и результат учебно-трудовой деятельности учащихся и содержание деятельности педагога (методика обучения).
- Оценку осуществляет не только учитель, но и учащиеся. Необходимо оптимальное соотношение самооценки и взаимооценки учащимися и оценки учителем.
- Оценка оформляется в виде развернутых оценочных суждений.
- В процессе формирования способности учеников к оценочным суждениям осуществляется последовательный переход от внешней оценки учителя к самооценке учениками.
- Содержание оценочных суждений последовательно расширяется и углубляется.
- Процесс оценки должен быть понятен всем участникам образовательного процесса (педагогам, ученикам и родителям) и удовлетворять их потребности и ожидания.
- Оценка помимо мотивационно-стимулирующей, информационной и аналитической функций должна выполнять и прогностическую функцию, которая означает для учащихся «выработку» рекомендаций по самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, а для педагога – совершенствование методики обучения.
- Оценке должна подвергаться деятельность каждого ученика на каждом уроке.
Должны соблюдаться (выполняться) все основные требования к оценке:
- объективность (независимость от настроения и отношения учителя к отдельным учащимся);
- систематичность и регулярность (применение видов контроля предусмотренных образовательным стандартом и учебной программой: предварительного, поурочного, тематического, итогового);
- оперативность (возможность оперативного «вмешательства» в процесс обучения, чтобы не допустить существенных отклонений от запланированного хода урока);
- многоаспектность (оценке должны подвергаться не только формируемые знания, умения и навыки, но и качества, свойства личности, то есть степень достижения поставленных целей урока (изучения темы, раздела учебной программы, курса обучения в данном классе в целом). Оценка должна осуществляться в соответствии с требованиями образовательного стандарта, в котором указывается, что основными критериями оценки уровня учебно-трудовых достижений учащихся являются: технологическая грамотность (культура), технологическая и трудовая дисциплина (дисциплинированность), соблюдение требований безопасности, самостоятельность, творчество;
- вариативность оценки означает как использование разных видов контроля, так и сочетание оценки учителем, самооценки и взаимооценки учащимися;
- технологичность и инструментальность предполагают определение последовательности оценки процесса и результата учебно-трудовой деятельности участниками образовательного процесса и использование соответствующего методического инструментария, в качестве которого могут выступать тетради самооценки и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе.
Основные идеи безотметочного обучения основаны на результатах педагогических исследований и экспериментальной деятельности в нашей стране.
Информация по предупреждению случаев травмирования и гибели детей.
По данным Детализированной базы о смертности Европейского Бюро ВОЗ (обновлена в 2013 году и содержит данные по 47 странам Европейского региона) Республика Беларусь по уровню смертности в возрасте от 0-19 лет занимает следующие позиции. В результате отравлений – 22 место, падений – 4, ожогов – 8, утоплений – 10, самоубийств – 5, убийств – 10, ДТП – 6.
На основании проведенных исследований и анализа детского травматизма в Республике Беларусь и других странах, можно отметить, что самой главной причиной является отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп. Если подробнее рассматривать причины получения травм, то здесь есть еще один важный аспект – возраст ребенка. Так как каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные травмогенные ситуации. В младенческие годы, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, основными причинами травм являются ожоги кипятком и падения с высоты. Малыши падают с пеленальных столов, кроватей, из колясок и даже из маминых рук.
В Гродненской области был случай, когда родительница вышла на балкон с ребенком и так увлеклась разговором с соседками, что малыш выпал вниз (к счастью, эта история закончилась благополучно).
Нередки ситуации, когда дети падают из окон. Почему это происходит? Давайте разберемся. Не раз приходилось наблюдать ситуацию, когда мама или папа ставят маленького ребенка на окно, показывают машинку, птичку, собачку. Малыш забавно колотит в стекло ручонками. Вроде бы все правильно и безобидно, ведь родители находятся рядом. Но вот ребенок подрастает и ему не составляет труда притащить табуретку и самому взобраться на окно. Был случай, когда ребенок, стоя на окне, стучал по москитной сетке, сорвался и упал вниз. Во многих квартирах сейчас установлены евро окна, открыть их под силу даже маленькому ребенку. Ребенок учится у своих родителей, если мама или папа ставят на окно, значит, ничего страшного в этом нет, значит это правильно. Но нельзя обобщать, не все родители столь беспечны. Большинство просто уверены, что малыш не сможет взобраться на окно, им даже в голову не приходит, что кресло, стул или любой другой предмет на который вскарабкается ребенок, может стать для него опасным трамплином. Падение из окон, высоких поверхностей заканчивается ушибами, переломами костей, травмами головы. А дальше больница, долгий период лечения – это, так скажем, если повезет. Зачастую в результате падения дети получают травмы несовместимые с жизнью.
В Минске по ул. Слободской из окна квартиры на шестом этаже многоквартирного жилого дома выпал ребенок на кровлю магазина, расположенного на первом этаже. Работниками МЧС проводились работы по снятию на землю девочки, которая от полученных травм скончалась на месте.
3 мая 2015 года около 21 часа в Щучине прохожие обнаружили лежащую на тротуаре возле жилого дома девочку. Она еще подавала признаки жизни. Оперативно вызванные медицинские работники отвезли ее в районную больницу, но пятилетняя малышка скончалась в реанимационном отделении.
В ходе осмотра места происшествия, иных следственных действий правоохранители установили, что наиболее вероянтой причиной трагедии стало падение девочки с высоты четвертого этажа жилого дома, в котором она проживала вместе с родителями. Девочка воспитывалась в благополучной семье. В квартире без присмотра родителей находилась не более 15 минут. Из-за любопытства вышла на балкон. Под ним впоследствии и была обнаружена. У отца и матери имелись объективные причины для отсутствия в квартире.
Как правило, в 90% случаев младенцы получают травмы в домашней обстановке, и все они – результат недосмотра за ребенком. Врачи подметили, что пик поступления маленьких пациентов - с 18.00 до 23.00, в то время, когда, казалось бы, дети находятся под присмотром родителей. А ведь многих бед можно было бы избежать, будь взрослые внимательнее, осторожнее и заботливее.
С 3-х лет дети становятся особенно активными и любопытными. Исследуют плиту, утюг, обогреватель и получают конкретные ожоги. Тянут в рот шнуры от электроприборов, втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы и получают электротравмы. Нередко химические ожоги продуктами бытовой химии и различными кислотами. Известен случай, когда двухлетний мальчик обнаружил дома бутылку с уксусной эссенцией, и сделал глоток.
4-6-летние дети начинают делать первые самостоятельные выводы: обследуют предметы, наблюдают доступные их пониманию явления. Значительно расширяется область самостоятельной деятельности детей, а с ней и увеличивается степень риска.
7-12-летние дети очень любят разводить костры, в которые бросают пистоны, порох, использованные баллончики из-под аэрозолей, дезодорантов и получают тяжелые ожоги пламенем, которые приводят к инвалидности или даже заканчиваются смертельным исходом.
С 15 лет мальчишек как магнитом тянет к технике: они гоняют на мотоциклах и изучают электрощитки. Подросток с помощью зажженной спички решил проверить, сколько бензина осталось в баке, а очнулся на больничной койке. Другой парень влез в электрощитовую с напряжением 10 000 вольт и остался инвалидом: ребенку пришлось ампутировать верхние конечности.
Случаи получения травм детьми увеличиваются в период летних каникул – тысячи детей и их родителей отправляются на отдых в лагеря, в деревни, на дачи. Оказавшись на природе, дети радуются возможности поиграть, попрыгать, побегать. Хорошо, когда это происходит под контролем взрослых, но если его нет, ребенок может получить травму. Практика показывает, что у детей, которые отдыхают организованно и под присмотром, травмы происходят в 4,5 раза реже.
У мальчиков они встречаются в 3-3,5 раза чаще, чем у девочек, при этом количество травм увеличивается с возрастом. Поскольку травмы – это повреждения организма в результате внешнего воздействия, то большинство из них можно предотвратить. Мы сами способны повлиять на обстоятельства, которые приводят к различным повреждениям.
В структуре детского летнего травматизма преобладают бытовые травмы. Причины их весьма разнообразны: ожоги, ранения острыми предметами, падения и другие. Повреждения чаще всего носят характер поверхностных ранений, ушибов, растяжений. Исходы не всегда бывают благополучными, часть детей нуждается в стационарном лечении в связи с переломами, ожогами, сотрясениями головного мозга. В летний период у детей возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговых травм, полученных во дворах, на улице. Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического и эмоционального развития. Дети в возрасте 5-7 лет, увлекаясь игрой, теряют над собой контроль, именно поэтому они чаще всего получают травмы в таких ситуациях.
Дети 7-14 лет реже получают повреждения в квартире. Жажда исследовательской деятельности влечет их на улицу, порой в совсем неподходящие для прогулок места - строительные площадки, захламленные дворы, пустыри и т.д. Импульсивность, склонность к шалости нередко делают их участниками отчаянных игр, связанных с огнем, погонями по крышам сараев, прыжками с большой высоты, влезанием на заборы (в этой возрастной группе 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% - в помещениях).
В летнее время зоной повышенной опасности становятся дворы.
В прошлом году на шестилетнего ребенка упали железные ворота. Жизнь мальчика оборвалась. Тот вечер для семьи из Березины ничем не отличался от остальных. Старшая дочка делала уроки, шестилетние двойняшки играли во дворе возле новостроек, а мама с пятого этажа наблюдала за малышами. Они постоянно были на виду. Вскоре, прибежала дочка - двойняшка, и сообщила матери, что её братик умер. Он лежал на земле, глаза были открыты. Затем врачи в реанимационном отделении больницы сообщили, что привезли уже мертвого ребенка. Как выяснилось, мальчик стоял в стороне, а на него упали железные ворота. Двое других ребят начали раскачивать их, поэтому они рухнули.
Также весьма травмоопасными являются качели, в основном неухоженные: стойки расшатываются, металлические перекладины ослабевают, канаты перетираются, сиденья трескаются. Все это чревато травмами. После падения с качелей типичной ошибкой является попытка встать на ноги, приводящая к получению дополнительного удара. Следует внимательно отнестись к катанию и прыжкам на скейтах. Этот процесс часто влечет за собой травмы головы, лица, повреждения спины, живота. Чтобы этого не случилось, нужно приобрести и использовать при катании наколенники, налокотники и шлем. В последнее время все большей популярностью у ребят пользуется катание на роликовых коньках и лыжах. Оно приносит большое удовольствие, но нужно помнить, что желательно кататься на роликовых трассах или ровном дорожном покрытии, обязательно пользоваться защитным снаряжением (шлем, протекторы для кистей, локтей, коленей). При падении возможны серьезные ушибы, и чаще всего поражаются суставы рук, предплечья, колени.
Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Места они подбирают соответствующие – на чердаках домов, в сараях, подвалах, недалеко от хозяйственных построек, около стогов сена и главное в то время, когда утерян контроль взрослых. Таинственность и темнота требуют применения огня, и тогда дети, не задумываясь о последствиях, могут развести костер там, где опасно зажечь даже спичку. Пока огонь небольшой, ребенок наблюдает за происходящим. Как только огонь принимает устрашающие размеры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реакцией является испуг, а потом стремление спрятаться. Кроме того, дети склонны изучать горение различных предметов и веществ. Бросают в огонь пластмассу, шифер, линолеум, неизвестно чем пропитанные тряпки. Бесстрашно льют в костер краску, масло, бензин, керосин, одеколон, растворители, лаки. В итоге ожоги и травмы от осколков неминуемы. К тому же при их горении выделяются ядовитые газы, вдыхание которых может привести к отравлению ребенка.
А сколько несчастий доставляют баллончики с аэрозолями, пузырьки, бутылки, наполненные горючими веществами! Попав в огонь, они взрываются, приводя к травматическому поражению глаз, рук, лица и к их серьезным ожогам. Иной раз дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва. Опасны ожоги пламенем, которые наиболее часто наблюдаются у ребят младшего, среднего и даже старшего возраста во время игр с огнеопасными предметами (петарды и т.д.).
Говоря об играх детей с огнем, нельзя обойти стороной еще одну важную причину травм. Очень часто дети «экспериментируют» с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), опасными веществами, последствия таких опытов также всегда предсказуемо печальны. Ожоги - включая ожоги паром, ЛВЖ - достаточно распространенные травмы у детей.
В Мозыре воспитанник старшей группы детского сада получил серьезные ожоги. Со слов бабушки, ребенок играл во дворе с двумя братьями (2005 г.р. и 2003 г.р.). Дети нашли пластиковую бутылку с остатками дизельного топлива. Разбрызгали его по земле (часть жидкости попала на одежду пострадавшего), и подожгли, в результате на малыше загорелась одежда. В тяжелом состоянии мальчика госпитализировали в реанимационное отделение.
В Бобруйске с ожогами различной степени тяжести в городскую больницу был госпитализирован ученик 3-го класса. Как выяснилось, вечером мальчик разжигал печь в бане. Для розжига решил использовать ЛВЖ. В результате вспышки паров жидкости, ребенок получил термические ожоги спины. На момент происшествия его родители находились в магазине.
В г.п. Шумилино Витебской области семиклассник, прогуливаясь со своими друзьями, нашел на улице стеклянную банку с темно серебристым порошком, который решил поджечь. Мгновенно произошла вспышка, в результате которой ребенок получил ожоги лица, шеи и левой руки.
В Ивацевичах серьезно пострадал 15-летний подросток, пытаясь изготовить порох в домашних условиях. Парень поступил в больницу с термическими и химическими ожогами лица и рук различной степени тяжести.
В деревне Кукорево Березинского района двое ребят получили ожоги в результате детской шалости с огнем. Мальчики – 6-классник и 5-классник играя на улице, нашли банку с неизвестным порошком и подожгли. Произошла вспышка вещества, в результате чего оба получили ожоги 1-3 степени (5%) лица и шеи.
К сожалению, не теряет своей актуальности проблема детской шалости с огнем. В особой группе риска дети дошкольного и младшего школьного возраста – именно они чаще всего получают травмы и что самое страшное гибнут в огне пожаров. Родители оставляют детей одних и, закрыв дверь на ключ, уходят. Но не считают нужным убирать в недоступные места спички и зажигалки. И, как правило, уже после, когда исправить ничего нельзя родители вспоминают, что не придавали этому никакого значения, будучи уверенными, в том, что их ребенок не сможет до них дотянуться. Да и оставляли ребенка всего-то на несколько минут. К сожалению этих набивших горькую оскомину нескольких минут достаточно для того, чтобы горящая спичка, выпавшая из детских рук, стала причиной пожара. Самое страшное, в том, что в такой ситуации ребенок не имеет возможности спастись.
Справочно. В 2013 году на пожарах погибло 20 детей, травмировано 22, в 2014 году погибло 14 детей, травмировано 16, за 4 месяца 2015 года на пожарах погибло 8 детей, травмирован 1 ребенок.
Трое малолетних детей погибли на пожаре в Столинском районе Брестской области. Трагедия произошла 14 января 2014 года в д. Бережное. Женщина 87 г.р. пошла в магазин и оставила своих детей 2007, 2008 и 2010 г.р. без присмотра, закрыв дверь снаружи. А когда вернулась, в доме уже был пожар. До прибытия подразделений МЧС мать из горящего дома вынесла детей, которые были переданы бригаде скорой медицинской помощи. Однако, несмотря на усилия врачей, детей спасти не удалось. Причина произошедшего – детская шалость с огнем.
8 марта 2015 г. в д. Нацково Мостовского р-на Гродненской области на пожаре погибли трое детей (девочки 2008 и 2009 г.р., и мальчик 2011 г.р). Отец включил детям мультики и закрыл их в комнате, вход в дом тоже запер на замок, а сам отправился встречать в соседнюю деревню жену. Отойдя от дома на небольшое расстояние, увидел несущиеся навстречу пожарные автомобили, и, почуяв неладное, стал возвращаться. Подойдя к дому, увидел охваченное огнем строение. Со слов отца на шкафу в комнате он хранил спички и сигареты. Вероятно, дети, воспользовавшись отсутствием взрослых, стали играть с опасными предметами.
Ребенок младшего школьного возраста, а тем более дошкольного, не должен самостоятельно разжигать газовую плиту или огонь в печи. Взрослые, прививая ребенку, навыки самостоятельности, часто сами предлагают ему разжечь конфорку газовой плиты или растопить печь, не думая о том, что детская страсть к экспериментам может привести к ожогам, а также вызвать в доме пожар.
Под наблюдением взрослых ребенок может сделать все «по правилам», но, оставаясь один с плитой или печью, подчас не может удержаться от соблазна попробовать сотворить что-нибудь этакое. Необходимо помнить, что спички, зажигалки должны лежать в недоступном для детей месте. Кроме того, родителям следует постоянно вести разъяснительную работу об опасности, таящейся в этих предметах.
В 2013 году двое братьев (семиклассник и второклассник) пытались дома вскипятить чайник. Одно неловкое движение – и горящая спичка упала на ковер, который тут же загорелся. Мальчишки попытались тушить огонь самостоятельно, но когда поняли, что самим с пламенем справиться не удастся – вызвали спасателей. Младший из братьев стал звать на помощь прохожих. Проходивший мимо 20-ти летний сосед помог выбраться ребятам из дома. Дети с ожогами различной степени тяжести были госпитализированы.
Если возраст ребенка позволяет обучать его обращаться со спичками (т.е. ребенку не менее 12 лет), то в этом случае все манипуляции с огнем должны происходить только в присутствии взрослых. Ребенку надо показать, как правильно чиркать спичкой о коробок, а именно - в направлении «от себя». Двигая спичкой по коробку «на себя», он рискует получить ожог рук, лица, глаз отколовшимся от спички кусочком серы.
А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которых с подожженными «хвостами» бросают с балкона или из окон. Под действием ветра, попадая через форточку в квартиры или на балконы нижерасположенных этажей, эти далеко не безобидные игрушки могут вызвать серьезные пожары.
Серьезную озабоченность вызывают поражения электрическим током, которые приводят не только к глубоким ожогам, но и к остановке сердца, дыхания, что требует немедленного проведения реанимационных мероприятий.
Инцидент произошел в Фаниполе. Когда спасатели прибыли к месту вызова, девятиклассник одной из местных школ лежал на железнодорожной цистерне. Товарный поезд, сформированный из 13 порожних вагонов, стоял на запасном пути. Работники железнодорожной станции отключили напряжение с контактной линии, после чего сотрудники МЧС с использованием трехколенных лестниц и носилок спустили пострадавшего на землю. Мальчик с «ожогами рук, ног и поражением электрическим током» в тяжелом состоянии был госпитализирован.
Вся жизнь человека сопряжена с опасностями. То, что они таятся в некачественной пище, загрязненной воде, отравленном воздухе и других очевидных источниках, знают все. Но опасности могут быть даже там, где о них не подозревают.
Очень часто дети попадают в опасные ситуации из-за отсутствия элементарного жизненного опыта. Ребенок вряд ли может предусмотреть, что игры в песчаном карьере далеко не безобидны. Песок смертельно опасен. Не какой-нибудь зыбучий, засасывающий машины и людей, а самый обыкновенный. Тот, что засыпан в детские песочницы, в котором на пляже весело дурачатся взрослые и дети и строят крепости и замки. Чаще всего людей, детей засыпало на берегу водоема, на пляже, стройплощадках, в карьерах. Само обрушение было вызвано разными обстоятельствами: купанием, строительством туннелей, прыжками или падением в яму. Обычно после обвала почвы жертвы оказывались полностью погруженными в песок, фактически не оставляя на поверхности признаков своего местонахождения, что затрудняло поиски. При этом использовать для их спасения тяжелое оборудование просто невозможно.
В 2014 году в июле трагедия произошла в Глубокском районе Витебской области. В МЧС поступило сообщение об обрушении грунта на детей в песчаном карьере возле д. Гатовщина. Глубина карьера около 8 метров. Как выяснилось, на месте происшествия играли трое ребят. Внезапно песок начал осыпаться, под ним оказались засыпаны мальчики 12 и 9 лет. Третий ребенок не пострадал. Установлено, что данный карьер не эксплуатируется, территория не огорожена и не охраняется. Работники МЧС совместно с местными жителями извлекли погибших детей.
Еще один трагический случай произошел в Пинске. Предвидеть то, что в песчаный карьер спустятся шестнадцатилетние парни, вряд ли кто-то мог. А вот если бы им в свое время рассказали об опасности, наверняка они не стали бы рисковать своими жизнями. Учащиеся строительного лицея, втроем воскресным вечером отправились на местный карьер, где начали копать тоннель в одной из стенок. Неожиданно грунт обвалился, накрыв двоих парней. Александр, учащийся 2-го курса, бросился на помощь друзьям: он начал руками откапывать грунт. Через пару минут подросток нашел одного из потерпевших, освободил его по грудь. В этот момент земля снова осыпалась, и работу пришлось делать заново. Спасатель поневоле понял, что сам не справится и необходимо вызвать профессионалов. Еще до приезда работников МЧС юноша извлек друга из песчаной ловушки, а второго подростка спасатели извлекли в бессознательном состоянии и передали медикам. Пострадавший был госпитализирован в отделение реанимации Пинской центральной больницы в тяжелом состоянии.
Ежегодно на водоемах гибнут дети, оставленные без контроля взрослых. В 2014 году утонуло 36 детей. В прошлом году буквально в первые дни летних каникул на водоемах произошли непоправимые трагедии.
8 июня в Могилеве на реке Днепр утонул подросток. В нескольких метрах от берега мелководье, а дальше глубокая яма-омут. Именно в этом злополучном месте ребята развлекаясь, ныряли с автопокрышек. Один из них, нырнув в очередной раз, на поверхности не появился. Вызванные по тревоге спасатели Днепровской станции прибыли через несколько минут, но мальчишка к тому времени уже был мертв.
В этот же день 14 – летний подросток утонул в Витебском районе. Парень отдыхал на озере с отцом. Мальчик плавал на надувном матраце. Мужчина в это время находился на берегу. Ребенок нырнул со своего плавательного средства и больше на поверхности воды не появлялся. Несмотря на все поиски, обнаружить мальчика сразу в водоеме глубиной около 5 метров родитель не смог. Утонувшего ребенка обнаружили водолазы в 20 метрах от берега.
9 июня в Верхнедвинском районе Витебской области утонул десятилетний мальчик. Ребята купались на реке без присмотра взрослых.
Боль, бессилие, обида на себя и весь белый свет – очень трудно подобрать нужные слова, словосочетания и фразы, чтобы описать чувства родителей, нет таких слов, лекарств и средств, чтобы их утешить. Со щемящей болью в сердце они живут дальше, бесконечно задавая себе один и тот же вопрос: «За что?». Хотя, как бы жестоко это не звучало, гораздо уместнее будет спросить себя почему? Почему ребенок находился возле водоема один? Почему ему вовремя не объяснили, что это опасно? Почему беспечность всегда доминирует над осторожностью? Отпуская ребенка даже в подростковом возрасте одного на водоем, родители не задумываются над тем, что случись экстремальная ситуация, и помочь ему такие же как он дети, попросту не смогут. Ведь спасти тонущего человека под силу не каждому взрослому.
Еще один момент, на котором стоит остановиться – это бочки и ванны с водой, искусственные водоемы, бассейны во дворах. Здесь особое внимание и тревогу вызывают маленькие дети. Буквально нескольких минут достаточно, чтобы ребенок дошкольного возраста, попав в воду, захлебнулся.
В 2013 году в д. Мирное Кричевского р-на Могилевской области на территории частного домовладения в искусственном водоеме утонул двухлетний ребенок. Родители занимались посадкой картошки, а мальчик играл неподалеку. Буквально несколько минут было достаточно для того, чтобы ребенок подошел к водоему и упал в воду. Когда родители заметили его отсутствие, было уже слишком поздно. Даже небольшая глубина водоема – всего полметра, оказалась роковой для малыша.
Нередко дети страдают также от укусов домашних животных (кошек, собак). Такие раны, как правило, плохо заживают. Пострадав от зубов животного, необходимо сразу же промыть рану крепким мыльным раствором и немедленно обратиться к врачу. Даже если животное выглядит внешне здоровым, оно может оказаться больным бешенством. Поэтому в таких ситуациях нужно обязательно обращаться к врачу.
Выезжая с детьми на дачу, в деревню, на природу, познакомьте их с особенностями местности. Расскажите детям о животных, которые обитают. Что они опасны. Какие ядовитые растения могут встретиться в данной местности, объясните, почему нельзя пробовать незнакомые ягоды, брать в рот листья, пить воду из незнакомых источников и поверхностных водоемом.
Несмотря на индивидуальность каждого несчастного случая, оказывается, что за массой кажущихся случайностей стоят строго определенные закономерности:
- особенности детской психики (беспомощность, любопытство, самонадеянность, отсутствие причинно-следственного мышления, минимальный уровень знаний, ошибочное представление об окружающих явлениях);
- повышенная двигательная активность;
- беспечность родителей;
- отсутствие организованного досуга.
Работа по профилактике несчастных случаев с детьми должна предусматривать решение многих вопросов, среди которых наиболее важные:
- направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
- устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка;
- воспитание навыков безопасного поведения;
- постоянный контроль со стороны взрослых за играми детей;
- техническое обслуживание горок, качелей специалистами ЖЭУ;
- выполнение правил техники безопасности детьми дома, на улице, в школе, в ходе проведения спортивных соревнований.
Систематические, правильно построенные обучающие занятия способствуют расширению знаний детей о профилактике травматизма, выработке у них навыков осмотрительного поведения, умений переносить полученные знания и навыки в реальные жизненные ситуации.
К сожалению, в тех случаях, о которых сегодня шла речь уже ничего нельзя изменить. Поздно сокрушаться и возмущаться, мы можем только констатировать факты. Но всех этих ситуаций могло бы и не быть, если бы взрослые были внимательнее, предусмотрительнее, осторожнее. Существует ошибочное мнение, что уберечь ребенка от травм можно лишь сплошными запретами. Это не так. Детям нужна свобода, простор для творчества, в играх у них формируется характер, воля, физические качества. Движение стимулирует развитие мысли. Задача взрослых – не бороться с физиологически оправданной активностью, а отвлекать детей от рискованных шалостей, заполнять их досуг разумными играми, а также научить предвидеть травмоопасные ситуации. Поэтому помните, ребенок должен чувствовать вашу любовь и внимание и всегда быть под пристальным (но не надоедливым) контролем! Придет время и ваш ребенок последует не вашим словам, а вашим поступкам, поэтому – безопасному поведению вы сможете научить только собственными правильными действиями.
Грозит ли детям игромания?
Сегодня практически каждый школьник имеет в своем арсенале компьютер или нечто подобное к нему приближенное.
Родители, как правило, легко соглашаются на это приобретение. Ребенок меньше бездельничает, осваивает различные программы, без компьютера сегодня никуда – так думают большинство взрослых. А вот как школьники проводят время за компьютером, в какие игры они играют, родители порой не задумываются. Действительно ли все компьютерные игры являются развивающими, сколько нужно играть и как, чтобы не стать игроманом и не попасть в компьютерную зависимость?
Ситуация 1. Ребенок за компьютером. Он не шатается бесцельно и неизвестно с кем по улицам, он дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими, где попало, не режет на мелкие кусочки любимое мамино платье. Он занят, не пристает к взрослым и даже, может быть, учится чему-то (по обучающим программам) или развивается (по развивающим программам) либо просто получает заряд положительных эмоций.
Ситуация 2. Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, погулять с ним, потом чем-то занять, потом все убрать или заставить это сделать его самого и т.д. И при этом надо его еще воспитывать, напрягать свои нервы и умственные силы.
Многие родители, купив своему ребенку персональный компьютер, вздыхают облегченно…Но так ли это? Решаем ли мы этим проблемы? Или создаем новые?
Для того чтобы выяснить, так ли страшна эта проблема для психики ребенка и определить методы борьбы с игроманией, мы обратились к врачу-психотерапевту городского наркологического диспансера Сергеевой Н.В. Она рассказала о своих исследованиях в поведении взрослых игроманов, о том, какие подростки наиболее уязвимы для воздействия компьютерных игр. Она подчеркнула, что у завзятых игроманов чаще всего повышенный уровень агрессивности, слабый аппетит и проблемы в учебе.
По результатам исследования проблемы игромании для школьных психологов и заместителей директоров школ по воспитательной работе сотрудниками Учебно-компьютерного центра «Интеллект» был проведен семинар. На семинаре были разобраны виды компьютерных игр по степени влияния на психологию играющего. В результате выяснилось, что наибольшее влияние оказывают ролевые игры, где подросток принимает на себя роль компьютерного персонажа, полностью отождествляет себя с героем.
Участникам семинара мы рассказали, каковы особенности поведения игромана, на что обратить пристальное внимание: если ребенок ежедневно, без пропусков играет на компьютере, ему трудно оставить игру незавершенной, ребенок забывает про уроки, домашние обязанности и прием пищи. Именно такое тотальное увлечение компьютерными играми представляет наибольшую опасность для нормального функционирования психики человека и его взаимоотношений с собой и окружающими.
Так сколько же и как играть в компьютерные игры? Запретить игры на компьютерах совсем? Конечно, нет.
По поводу допустимой продолжительности игровых сеансов возможны следующие рекомендации.
1. Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям. Если с учебой не все в порядке, продолжительность игр снижается до минимальной (45 минут в неделю).
2. Время для компьютерных игр выделяется только за счет просмотра телепередач. Ни в коем случае нельзя «отдыхать» от компьютера перед телевизором.
Средняя продолжительность работы с компьютером в неделю примерно равна классу, в котором учится школьник. Для учеников начальных классов это один час, разбитый на сеансы по 20-30 минут.
Подводя итоги, можно отметить, что необходимо контролировать выбор вида игры, содержание игры, продолжительность сеанса. Тогда дети смогут играть в компьютерные игры без вредных последствий.
Часто нервные расстройства, возникающие у ребенка, связаны и с компьютерными играми. Во что играет Ваш ребенок? Вот ответы Ваших детей… Чему посвящены эти игры, нетрудно догадаться, взглянув лишь на обложки…
Обязательно посоветовать родителям с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных программ. Не увлекаться «пугалками» и «стрелялками»: они – «провокаторы» агрессивного поведения ребенка.
Во-первых, они не требуют от детей терпения и силы воли, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели. Уже имеются печальные результаты увлечения такими играми: педагоги видят, что через два года постоянных игр дети не могут связать даже нескольких слов по поводу своей любимой игры, ограничиваясь возгласами и междометиями типа «бац», «ты-ты-ды» и т.п. Они легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро выполняют тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У детей вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способность к сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных задач.
Во-вторых, подобные игры отчуждают ребенка от живой природы, от сверстников, родителей. Может ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями, другими людьми, природой? (на эти вопросы пусть ответят сами родители)
И третья, может быть сама главная опасность для детской психики: развлекательные компьютерные игры допускают жестокость со стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника, силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий.
Учите ребенка работать за компьютером!
Деловой стиль одежды
В письме Министерства образования Республики Беларусь «О некоторых вопросах введения одежды делового стиля для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования» от 23.05.2006 № И-06-15/142 дано следующее определение деловому стилю одежды:
ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОДЕЖДЫ - это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в общеобразовательных учреждений.
ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ (ЮНОШЕЙ) в комплект входят пиджак, жилет, брюки, рубашка с короткими и длинными рукавами, галстук. В зимнее время в комплект могут входить трикотажный свитер и жилет.
ДЛЯ ДЕВОЧЕК (ДЕВУШЕК)– пиджак, жилет, юбка, брюки классического стиля, блузка с короткими и длинными рукавами, сарафан. В зимнее время в комплект могут входить трикотажный свитер или жилет.
Одежда делового стиля может быть выполнена из тканей разной структуры: шерсти, полушерсти, хлопка, комбинированных тканей.
В учебное время не допускается ношение одежды из джинсовой ткани.
Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по её применению.
Одежда может быть выполнена в разной цветовой однотонной гамме, включать элементы из тканей в клетку, но быть не пёстрой и не вызывающе яркой.
Обувь должна соответствовать деловому стилю одежды.
Одежда должна отвечать основным санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к одежде для учащихся общеобразовательных учреждений, быть многофункциональной, удобной и соответствовать современным направлениям моды.
Документы, необходимые при поступлении ребенка в первый класс
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 1 июня по 28 августа подают следующие документы:
- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
- свидетельство о рождении ребенка.
Памятка родителям первоклассника:
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
- Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитывать время – ваша задача.
- Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.
- Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
- Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» В первом классе отметок нет!!! Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
- Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет, много времени.
- Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
- Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны – это поможет вам яснее понять ситуацию.
- После школы не торопите ребенка, ему необходимо 2 – 3 часа отдыха (1,5 часа сна).
- Дайте возможность ребенку работать самому.
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
- Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление – это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие – это показатели трудностей в учебе!
- Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
"Первый раз - в первый класс". Советы родителям.
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в
Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.
Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.
Самый подходящий вариант для ребенка – это детский сад, совмещенный со школой. И когда целая детсадовская группа, чуть ли не в полном составе, переходит в первый класс, для ребенка почти ничего не меняется. Те же стены, те же друзья, те же люди. Только программа немножко посложнее.
Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогу ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Неплохо бы воспитать у малыша энтузиазм по отношению к школе. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. А в домашней обстановке пусть у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство — он уже большой и самостоятельный.
9 подсказок для родителей первоклассника.
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!
Уважаемые родители!
Для достижения положительного результата при подготовке ребёнка к школе, необходимо выполнение следующих условий:
- Занимайтесь с ребенком систематически.
- Продолжительность занятий с ребенком 5 — 6 лет не должна превышать 20 минут в день.
- Занятия лучше проводить в виде игры.
- Во время занятий будьте терпеливы, не ругайте и не наказывайте малыша за допущенные ошибки, помогайте ему их исправить, чаще хвалите его.
- Степень сложности заданий нужно постоянно увеличивать.
- Приучайте ребенка выполнять работу до конца, аккуратно, правильно.
Выполняя обычные задания и упражнения, малыш развивается, развивается его речь, координация. Ребёнок начинает подготовку к школе.
Чтобы узнать, как ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к школе, можно задать ряд вопросов:
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работают твои родители?
- У тебя есть сестра, брат?
- Как зовут твоих друзей?
- В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
- Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Назови дни недели, времена года.
- Какое сейчас время года?
- Чем отличается зима от лета?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Зачем надо учиться?
- Какие профессии ты знаешь?
- Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
- Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
Приучайте ребёнка отвечать полным ответом, объяснять, почему он так думает. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.
Памятка родителям по обучению детей ПДД
Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
• Неумение наблюдать.
• Невнимательность.
• Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Рекомендации по обучению детей ПДД.
При выходе из дома.
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.
• Придерживайтесь правой стороны.
• Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
• Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
• Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
• Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу.
• Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
• Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
• Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
• Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
• Не стойте с ребенком на краю тротуара.
• Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
• Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части.
• Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
• Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
• Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
• Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
• Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
• Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
• Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
• При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
• Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта.
• Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
• Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
• Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
• Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта.
• Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах.
• Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
• Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
• Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
• Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в
соблюдении правил дорожного движения.
• Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
• Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
• Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
• Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
• Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
• Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
• Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Уважаемые мамы и папы!
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе, улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведет вас в школу и из школы домой.
Ваш ребенок должен знать:
• на дорогу выходить нельзя;
• дорогу можно переходить только со взрослыми, держась за руку взрослого;
• переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
• пешеходы — это люди, которые идут по улице;
• для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчинятся светофору: красный свет — движенья нет, желтый свет — внимание, а зеленый говорит: «Проходи, путь открыт»;
• машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.
Советы
по безопасности на дороге.
Несколько советов по безопасности на дороге для Ваших детей:
1. В городе дети должны ходить только по тротуару, а не по проезжей части. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению.
2. Улицу нужно переходить по пешеходному переходу («зебре»). Сначала остановитесь на краю тротуара и понаблюдайте за движением. Если дорога регулируется светофором, нужно дождаться зеленого света для пешеходов, затем убедиться, что все машины остановились и только потом переходить улицу.
3. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребенка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдет автобус и только потом начать переход.
4. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти.
5. Прежде чем ребенок пойдет кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нем надеты средства защиты и к его одежде прикреплены кусочки светоотражающего материала, если на улице темно.
6. Научите ребенка отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.
Безопасность детей в автомобиле.
Практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. В подавляющем большинстве случаев эти трагедии на совести взрослых, причем зачастую самых близких людей - родителей.
Дети и подростки - самые уязвимые участники дорожного движения. Ребенок в салоне автомобиля целиком и полностью зависит от человека, сидящего за рулем. Именно халатность родителей, близких людей, пренебрегающих элементарными мерами безопасности не только для себя, но и для ребенка, становятся виновниками подобных трагедий.
С начала этого года на улицах и дорогах нашей страны произошло 15 548 ДТП с участием несовершеннолетних, в результате которых 696 детей погибли и 16 240 были ранены. Более половины из них - дети-пассажиры. И в той или иной степени причиной этих трагедий стала преступная небрежность взрослых, которые превысили скорость, переоценили свои силы и возможности, наконец, просто не позаботились о безопасности своего ребенка.
Для маленьких пассажиров основным и самым эффективным средством защиты является детское удерживающее устройство - так называемоеавтокресло, сконструированное с учетом всех особенностей детского организма, индивидуально подобранное к росту и весу ребенка и, наконец, правильно установленное в машине. Например, правила дорожного движения Российской Федерации обязывают водителей использовать специальные удерживающие устройства при перевозке в салоне автомобиля детей в возрасте до 12 лет - даже в поездках на самые незначительные расстояния.
И это - не прихоть законодателей, а жизненно необходимое условие. Многие ошибочно полагают, что смогут удержать ребенка на руках. Это не так. При столкновении, резком торможении или ударе со скоростью в 50 км/час вес пассажира возрастает примерно в 30 раз. Так, если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной.
По этой же причине нельзя пристегиваться и одним ремнем с ребенком - при столкновении вы просто раздавите его своим весом.
Помимо общей безответственности, одной из основных причин, по которой родители-водители отказываются от детских кресел, является якобы их дороговизна. Но сегодня ценовой диапазон детских кресел достаточно широк, и при желании все-таки можно подобрать приемлемый вариант. А, например, в Республике Татарстан и вовсе действует специальная программа: детское кресло можно взять напрокат за, прямо скажем, символические деньги.
Да, такие условия есть не в каждом регионе России, но, при желании, выход можно найти всегда. Например, взять подержанное кресло у знакомых - тех, у кого дети уже подросли и перешли в другую "весовую категорию". Правда, в этом случае есть одно принципиальное условие: если вы решили брать автокресло б/у, необходимо быть на 100% уверенным, что оно не побывало в дорожно-транспортном происшествии. Дело в том, что при ДТП, как правило, в кресле образуются повреждения. И если даже они не видны невооруженным глазом, эти повреждения дадут о себе знать в случае аварии: использование такого кресла не только не спасет ребенка, но, напротив, может стать причиной серьезных травм либо даже смертельного исхода.
Как бы то ни было, человечество еще не придумало более простой и надежной защиты для ребенка при попадании в аварию, чем автомобильное кресло. Сегодня производители предлагают целый ряд моделей детских удерживающих устройств, и, несмотря на кажущуюся простоту, разобраться в многообразии конструкций, регулировок и креплений детских автокресел без консультации квалифицированного специалиста непросто.
Так что если вы твердо решили не экономить на жизни и здоровье ребенка, единственно верный совет - посетить специализированный магазин и разобраться в многообразии вариантов. Собираясь за такой покупкой, возьмите с собой и своего малыша, чтобы, так сказать, "примерить" ребенка к конкретной модели.
Необходимо также расспросить, из какого материала сделан каркас сиденья и его обивка. Многие специалисты в этой области склоняются к тому, что каркас должен быть стальным, а не пластиковым, а материал обивки - натуральным.
Еще одна немаловажная деталь - способ установки детского автокресла в автомобиле. Опять же, многие специалисты сходятся в том, что ребенок первого года жизни должен путешествовать обязательно спиной к дороге (т.е. лежа или полулежа) и всегда лицом против направления движения. Дело в том, что если посадить грудного ребенка лицом вперед, то даже при незначительном торможении хрупкая шея не сможет удержать тяжелую голову. Разворачивать кресло по ходу движения можно уже, как правило, к полутора-двум годам жизни ребенка, когда мышцы достаточно окрепли. При этом детское кресло можно расположить как на переднем, так и на заднем сиденье. Но обязательно помните, что воздушная подушка безопасности должна быть отключена!
Детское автокресло - вещь не дешевая, но жизненно необходимая. Но, наверное, все-таки лучше сэкономить на бесконечно ломающихся игрушках, чем на безопасности собственного ребенка.