Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Школьная служба медиации

Дата: 2 марта 2020 в 09:22, Обновлено 29 августа 2022 в 19:01
Автор: Крот Н. И.

Ссылка на ГОИРО, с подробной информацией по медиации https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vT_1DQxwt8rV0zSDS3lQkPc2Zq4RcUByIKNfVN3_zaX8x8G3khZvpV6mrZxeOYOdcoZq-Hl0jourkKC/pub?start=false&loop=false&delayms=3000#slide=id.g6be6d44aab_2_0

Введение в медиацию. Особенности школьной медиации. Школьная медиация и другие методы разрешения споров. Определение необходимого способа реагирования на конфликты в школе. Основополагающие принципы школьной медиации. Значение каждого принципа медиации.

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

1.1         Школьная медиация и другие методы разрешения споров – традиционные и альтернативные:

Традиционные методы разрешения споров:

  1. Разрешение спора с позиции силы - суть подхода с позиции силы

состоит в том, что одна (или несколько) сторон подавляется за счет перевеса другой стороны в силе:

Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты и криминальные ситуации:

- административно-карательный: вызов к директору, вызов на Педагогический совет, вызов родителей, что ставит в непростую ситуацию родителей.

- направление к психологу/социальному педагогу;

- стрелки (разрешение конфликта с помощью насилия);

- передача в органы школьного самоуправления;

- отсутствие реагирования

Что общего между этими методами? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение.

2.Разрешение спора с позиции права - это может быть применение закона в суде, арбитраже или третейском суде, каких-либо инструкций, нормативов, правил.

3.Разрешение спора с позиции интересов - Для того чтобы разрешить спор, стороны стараются определитьто, что и послужило основанием для возникновения спора и, по возможности, удовлетворить те интересы, которые были ущемлены.

Школьная медиация относится к 3 способу разрешения споров (с позиции интересов). Большое значение школьной медиации имеют воспитательные эффекты (восстановительные), предупреждение повторения подобного поведения в будущем. Суть восстановительного эффекта – в том, что ответственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к которым привело правонарушение, и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.

Встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ (Медиация), где они смогут сами:

Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;

Самим найти устраивающие всех решения;

Осознать причину конфликта и понять, как избежать повторения конфликта в будущем.

  1. Основополагающие принципы школьной медиации:

- Добровольность участия сторон;

- Информированность сторон;

- Нейтральность медиатора;

- Конфиденциальность процесса медиации;

- Ответственность сторон и медиатора;

- Заглаживание вреда обидчиком.

Служба примирения – организационная форма, в которой определено:

откуда поступает информация о конфликтах,

кто и где проводит встречи,

как реагирует администрация в случае примирения сторон,

как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу,

какая будет документация и т.д.

Цель службы – улучшение отношений в школе и поддержка воспитательного процесса.

Задача службы – сделать так, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения.

Особенности конфликтов, возникающих в учебной обстановке.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях и именно поэтому, в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

1.Конфликт «Ученик — ученик»(борьба за авторитет, соперничество, обман, сплетни, оскорбления, обиды, враждебность к любимым ученикам учителя, личная неприязнь к человеку, симпатия без взаимности, борьба за девочку (мальчика).

2.Конфликт «Учитель — родитель ученика» (подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем, недовольство может быть и обоюдным, разные представления сторон о средствах воспитания, недовольство родителя методами обучения педагога, личная неприязнь, мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку).

3. Конфликт «Учитель — ученик» (отсутствие единства в требованиях учителей, чрезмерное количество требований к ученику, непостоянство требований учителя, невыполнение требований самим учителем, ученик считает себя недооцененным, учитель не может примириться с недостатками ученика, личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)).

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта:

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Коммуникация в медиации.

Правила эффективного общения.

1.Способность быть открытым (доверие к собеседнику)

2. Слушать и слышать, что говорят другие

-активное слушание: (прием, который используется, чтобы облегчить общение, позволяет прояснить, что чувствует или думает собеседник, конкретизация, перефразирование, резюмирование);

-открытые вопросы (вопросы, приглашающие человека к разговору, побуждающие к высказыванию). Обычно начинаются со слов «что» или «как»);

-закрытые вопросы (не способствуют общению, а затрудняют его, потому что обычно на эти вопросы можно ответить одним-двумя словами, например, «да» или «нет»)

3. Невербальное общение (мимика и жесты)

Чтобы эффективно слушать, необходимо обращать внимание не только на слова, но и на поведение человека: как человек сидит или стоит, какое у него выражение лица и т.д. Овладев языком мимики и жестов других людей, мы сможем лучше их слушать, а овладев своим собственным языком мимики и жестов, мы сможем лучше общаться.

- положительные мимика и жесты (слегка наклониться к собеседнику, время от времени кивать головой, доброжелательно смотреть на собеседника).Это говорит о желании понять и быть понятым, позволяет людям понять, что вы слушаете их или стремитесьвыслушать;

-отрицательные мимика и жесты (отворачиваться от собеседника, переключать разговор на другие темы, смотреть в сторону от собеседника, выражать скуку и т.д.)

4.Эмоции

Каждый человек уникален, поэтому для эффективного общения необходимо учитывать, что одни и те же эмоции разные люди выражают по - разному. Так, например, молчание,может означать самые разные вещи: гнев, усталость, недовольство, смущение, и т.д.

5. Я-высказывания

-позволяют брать на себя ответственность за собственные эмоции;

-дают возможность так выражать свои мысли и чувства, чтобы собеседник не чувствовал потребности защищаться.

Нарушения коммуникации.

Под нарушениями подразумеваются разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.

Различают коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности.

Нарушение межличностного общениядвустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

Коммуникативные барьеры появляются под влиянием внешних факторов со стороны объекта или ситуации взаимодействия.

Выделяют три формы коммуникативных барьеров: избегание, авторитет, непонимание. Коммуникативный барьер может являться механизмом защиты от нежелательной информации.

Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Например, у одного – абстрактно-логическое, а у другого - наглядно-образное.

Выход: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.

Фонетический барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации – тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.

Необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. К примеру, коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.

_________________________________________________________________________________________________________________

Нарушения коммуникации.

Под нарушениями подразумеваются разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.

Различают коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности.

Нарушение межличностного общениядвустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

Коммуникативные барьеры появляются под влиянием внешних факторов со стороны объекта или ситуации взаимодействия.

Выделяют три формы коммуникативных барьеров: избегание, авторитет, непонимание. Коммуникативный барьер может являться механизмом защиты от нежелательной информации.

Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Например, у одного – абстрактно-логическое, а у другого - наглядно-образное.

Выход: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.

Фонетический барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации – тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.

Необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. К примеру, коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.

Новеллы в школьной медиации: круги сообщества

Вадим Кожевников, юрист, национальный эксперт, медиатор учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» при ОО «Белорусский Республиканский союз юристов, 220029 г. Минск, ул. А. Пашкевич, 9-5Н.

Рустем Максудов, Президент Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа», Председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, Москва.

Виктор Каменков – директор учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» при ОО «Белорусский республиканский союз юристов», заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, медиатор, доктор юридических наук, профессор, 220030 г. Минск, проспект Независимости, д. 4.

В настоящей статье впервые в Республики Беларусь (во всяком случае, в правовом и педагогическом аспектах) анализируются возможности использования такого понятия, как «круги сообщества» для альтернативного регулирования конфликтов в школьной жизни. Раскрывается смысл данного понятия, его исторические предпосылки, опыт применения в иных государствах. Поэтому статья будет интересной для широкого круга читателей из числа юристов, педагогов, конфликтологов и всех иных лиц, кто интересуется вопросами ненасильственного разрешения конфликтов.

В нашей стране уже несколько лет активно и успешно развивается медиация как альтернативный способ урегулирования различных по своему субъектному составу, характеру и отраслевой принадлежности конфликтов. Коснулась медиация и образовательной сферы. В некоторых учебных заведениях уже организовываются и действуют школьные службы примирения.

Как показывает исторический опыт и практика иных государств, нужно быть готовым к тому, что методы и приемы школьной восстановительной медиации будут постоянно совершенствоваться. Причем альтернативные формы регулирования конфликтных ситуаций не будут ограничиваться лишь одной классической медиацией (переговорами между обидчиком и пострадавшим). Медиаторы извне или школьная служба примирения могут привлекать все или часть школьного сообщества для урегулирования конфликтов, используя и иные приемы восстановительной медиации, такие, как «Круги сообществ». [1].

Смысл этого понятия для школы заключается в следующем. В конфликт может быть вовлечено большое количество людей. Например, группа учеников или целый школьный класс, группа учеников и группа учителей, группа учителей и группа родителей и т.п. (варианты могут быть разнообразные). В этом случае работать по привычной или классической схеме медиации, когда число спорящих сторон не превышает числа от 2 до 4, становится проблематично. Помочь урегулированию конфликтов с участием большого числа участников и призваны «Круги сообществ». Круги сообществ незаменимы при разрешении таких проблемных вопросов, как школьный буллинг, проблема «изгоев», иных ситуаций группового конфликта. Как и в восстановительной медиации, цель Кругов сообществ заключается, главным образом, в восстановлении коммуникаций и потерянных связей, реабилитации постконфликтного состояния.

Круги сообществ («Peacemaking Circles», «Sentencing Circles») – данный термин только на первый взгляд является новым для наших медиаторов, юристов, педагогов и учащихся. Однако этот способ регулирования конфликтов, когда члены определенного сообщества сами, в своем кругу обсуждают и разрешают спорные или просто насущные вопросы сообщества – насчитывает не одно столетие. Принято считать, что круги сообществ основаны на традициях североамериканских индейцев. Однако, на наш взгляд, индейский обряд завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали по кругу «трубку мира» – лишь наиболее яркий, хрестоматийный, раскрученный кинематографом и литературой образ Кругов сообществ. Круги сообществ есть у многих народов: это и цыганские суды (романо сэндо или крисы) [2], и войсковые советы – казачьи круги [3], и сходы, основанные на общинных традициях стран Латинской Америки (Бразилия, Колумбия, Перу), Австралии, Европы [4]. Есть элементы Кругов сообществ и в примирительных практиках маслиата (третейский или посреднический способ урегулирования конфликтов) у некоторых народов Северного Кавказа [5].

Община и ее соответствующие службы рассматриваются в качестве эффективного средства перевоспитания несовершеннолетних и в таком действующем международном договоре, как Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций «Касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» [6]. В частности, указывается, что «…общим является, прежде всего, опора на общину как на инструмент эффективного осуществления альтернативных решений. Перевоспитание с привлечением общины представляет собой традиционную меру, которая заключает в себе многие аспекты. В связи с этим соответствующим властям следует поощрять предоставление общинами своих услуг» (Правило 18.1).

Свои Круги знает и история Беларуси. Так, в Великом Княжестве Литовском были широко распространены копы (копные суды), т.е. народные суды, суды сельских общин, основанные на традициях, и берущие свое начало еще до появления писаного права. Копный суд, по мнению исследователей, является самым древним органом судебной власти. Он рассматривал широкий круг дел, начиная от особо опасных преступлений и заканчивая мелкими нарушениями. На таком собрании общины устанавливалась, согласно праву копы, круговая порука, когда вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришлых. К слову, при уголовном деле копа вела «расспрос», а также искала преступника, устанавливала его «лик» (производное – «улика»). На копе поощрялось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искренне всенародное раскаяние правонарушителя. Копный суд отличался тем, что его решения немедленно приводились в исполнение [7].

Сельские общины, в силу определенных обстоятельств, несмотря на их проблемы и недостатки, несли в себе ценность нерепрессивных форм реагирования на проступки и преступления (хотя конечно не всегда и не во всех случаях). Ценность нерепрессивных практик базировалась на сохранении мира в деревне. Сохранить мир в широком смысле этого слова - вот что беспокоило старейшин в сельской общине. Отсюда сама община носила название «миръ» [1]. В сельских сообществах существовали механизмы преодоления вражды, воспроизводились различные формы взаимопомощи и взаимоподдержки, являющиеся важной «питательной средой» нерепрессивных форм реагирования на проступки и преступления. Данные формы позволяли людям и сообществам сохраниться как единицам, открытым для сотрудничества и взаимной помощи. Сегодня мы имеем огромный дефицит нерепрессивных форм реагирования на проступки и преступления в постсоветских странах, наоборот, постоянно воспроизводится репрессивная практика во многих сферах жизни и не только в правосудии. Если верна наша гипотеза, что питательной средой для репрессивных отношений является враждебность и дефицит взаимопомогающих и взаимоподдерживающих практик, то их важно развивать с помощью Кругов сообществ.

Основой философии традиционных примирительных практик является вопрос, как жить (работать, сосуществовать) дальше вместе. Традиции общинного правосудия, когда члены одного сообщества садились вместе, обсуждали, а затем также сообща решали свои проблемы, – стали основой Кругов сообществ. Когда участники делятся своими сокровенными переживаниями и болью, задают смысл человеческой связи в Кругах и начинается поиск конструктивного выхода из конфликта или криминальной ситуации. Организация процесса взаимопонимания с помощью выслушивания того, что больше всего заботит людей, их интересов, проблем и переживаний и приводит к тем удивительным результатам, имеющим часто глубокий исцеляющий эффект.

В настоящее время практика проведения Кругов сообществ имеется у нас в стране, в странах ближнего зарубежья (Польша), а также в России (активно с 2008 года) и Украине.

Ведущие Кругов сообществ должны заботиться о соблюдении двух ценностей – прекращении вражды между людьми и вовлечение в этот процесс ближайшего социального окружения. Цель Кругов сообществ заключается в том, чтобы привлечь к конструктивным способам разрешения конфликтов и криминальных ситуаций максимальное количество участников конкретного сообщества. Важнейшей особенностью Кругов сообществ является опора на ценности восстановительного правосудия, конструктивное обсуждение проблемы всех заинтересованных людей и их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. С помощью Кругов сообществ можно регулировать конфликты не только двух человек, но и целых групп: учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и родителей, классов и т.д. В результате стороны находят решение, устраивающее всех участников Круга данного сообщества.

Круг сообщества организуется и проводится командой, состоящей из ведущего (хранителя) и помощников (волонтеров) Круга сообщества. Хранителем Круга сообщества выступает, как правило, медиатор, психолог или педагог, прошедший соответствующее обучение. Волонтерами могут быть, как медиаторы и педагоги, так и пользующиеся авторитетом ученики – члены школьной службы примирения. Волонтеры должны пройти обучение по методике проведения Кругов сообществ. Управлять взаимодействием участников Круга сообществ одним хранителем крайне сложно, поскольку зачастую участники испытывают сильные эмоции в связи с конфликтной ситуацией. На этапе формирования команды важно определить ценности, полагаемые в основание проведения Круга сообщества, предусмотреть возможные ситуации в Круге сообщества и порядок реагирования на них.

Условно проведение Круга сообщества можно разбить на следующие этапы и фазы.

Этап 1. Подготовка к проведению Круга сообщества

Подготовка осуществляется хранителем вместе с волонтерами: они обсуждают, подходит ли заявленная ситуация для Круга сообщества, как создать условия для актуализации и осмысления ценностей участниками данного Круга, формулируют вопросы для обсуждения. Важно уделить внимание всем контекстам конфликтной ситуации; определить, кто может быть возможными участниками Круга, кто из команды будет проводить с ними предварительные встречи, когда и в каком формате будут проводиться эти встречи.

Задача команды на данном этапе – организовать проведение Круга сообщества в соответствии с принципами восстановительной медиации, а также поддержать конструктивное обсуждение на Круге. В этой связи выделим те ценности, которые, на наш взгляд, должны определять практику проведения Кругов сообщества:

  • помощь, взаимная поддержка и сопричастность участников Круга сообщества;
  • взаимное уважение, мирное сосуществование участников Круга сообщества, укрепление позитивных связей в сообществе (классе, группе учеников и т.д.);
  • свобода высказывания и обсуждения проблем в Круге сообщества;
  • развитие способностей членов сообщества за счет участия в Круге сообщества и работе с травматическими и болезненными ситуациями;
  • принятие участниками ответственности за происходящее в Круге сообщества и за принятое им решение [8].

Этап 2. Предварительные встречи (подготовка участников к встрече в Круге сообщества)

Хранителем и волонтерами проводятся предварительные встречи со всеми приглашаемыми участниками, где определяются или более четко формулируются, с учетом мнений последних, вопросы Круга сообщества, объясняются смысл, цели и правила круга. Важно, чтобы вопросы, выносимые на Круг сообщества, волновали всех участников, иначе не будет вовлеченности, живого участия в обсуждении возникшей ситуации. Пассивное поведение является одной из основной причин развала проводимого Круга сообщества.

На наш взгляд, нельзя заставлять участвовать в Круге сообщества. Исходя из основополагающего принципа добровольности и ответственности, участник группового конфликта может отказаться от участия в Круге сообщества.

Подготовка участников Круга сообщества имеет исключительную важность, поскольку неподготовленность может привести в ходе проведения Круга сообщества, как к эскалации конфликта, так и к пассивности, замкнутости, уходу от обсуждения вынесенных на Круг вопросов.

Хранитель и волонтеры сами определяют, какими средствами и в какой форме будут проводиться предварительные встречи: это могут быть беседы с каждым участником; встречи с конфликтующими группами и с ключевыми участниками конфликта; проведение отдельных Кругов сообщества с малыми группами; анкетирование и др. В нашей практике был случай, когда сначала проводилось анкетирование будущих участников Круга сообщества, а потом с каждым из них – индивидуальная беседа.

Этап 3. Встреча в Круге сообщества (Формы: Круг по налаживанию взаимопонимания; Круг примирения; Круг по заглаживанию вреда)

Фаза 1. Создание основ для диалога

Задача хранителя и волонтеров Круга сообщества – организовать пространство, в котором человек сможет актуализировать свои нравственные принципы и ценности, связанные с обсуждаемой ситуацией.

Участники рассаживаются в круг, наблюдатели за кругом не допускаются (соблюдается принцип конфиденциальности). Если рядом сидят зачинщики конфликта, то такая рассадка может привести к провокациям и агрессивному поведению или, наоборот, к замкнутости с их стороны: и то, и другое может привести к разрыву Круга сообщества. Исходя из этого волонтеры рассаживаются внутри круга таким образом, чтобы быть возле наиболее эмоционально настроенных участников, чтобы иметь возможность сглаживать их высказывания и реплики.

Хранитель приветствует собравшихся, объясняет цели и смысл Круга сообщества, предлагает выбрать символ слова – предмет, который будет обозначать говорящего (это может быть мяч, связка ключей, иной небольшой предмет). Основная идея символа слова – говорить можно только когда он у тебя в руках. Символ слова передается, как правило, по часовой стрелке, чтобы исключить споры и перепалки и дать каждому возможность и время обдумать произошедшее и высказать свое мнение. Необходимо всем участникам Круга сообщества напомнить о правиле уважения времени: «нужно, чтобы все успели высказаться, поэтому постарайтесь говорить кратко и емко».

Достигается договоренность о таких правилах Круга сообщества, как: уважать символ слова; говорить от всего сердца (искренне); говорить и слушать с уважением; оставаться в Круге сообщества до его завершения; соблюдать конфиденциальность. При необходимости проводится раунд знакомств, когда каждый из участников Круга сообщества представляется, называя свое имя. В целях экономии времени, возможно заранее изготовить и раздать участникам бейджи с их именами.

Хранитель, если это позволяет ситуация, запускает «раунд личных историй», т.е. предлагает каждому из участников поделиться историей из своей жизни. Такие ценностно-ориентированные истории могут быть напрямую не связаны с темой Круга сообщества, однако способны актуализировать важный смысл и ценности, которые помогут по-новому посмотреть на обсуждаемую проблему. В большинстве случаев важной точкой отсчета является необходимость выслушать историю каждого. Эти рассказы порождают ощущение сопричастности, помогают по-новому взглянуть на рассказчика, понять, что того волнует.

Тема личных историй выбирается заранее командой хранитель-волонтеры. Подавая пример, хранитель рассказывает свою историю первым. Темы могут быть самыми разными, к примеру: «Расскажите о человеке, который помог справиться с трудной жизненной ситуацией», «Каким поступком я горжусь», «Когда мне было комфортно среди сверстников (в компании, в команде)» и т.д. Личные истории никак не оцениваются, после рассказа символ слова передается дальше – от участника участнику. Можно пропустить свою очередь, но, как правило, после раунда символ слова передается промолчавшему участнику повторно: возможно, тот вспомнит и захочет что-то рассказать. Результатом раунда личных историй становится изменение отношений в Круге сообщества: участники начинают относиться друг к другу более человечно, а не как к противоборствующим сторонам в конфликте или ролям «педагог-ученик». Раунд личных историй позволяет участникам Круга сообщества выйти из привычных им ролей, взглянуть на ситуацию под другим углом.

Фаза 2. Обсуждение ситуации, проблем, потребностей и интересов

Хранитель запускает раунд обсуждения и предлагает рассказать участникам об их отношении к конфликтной ситуации и о том, к каким последствиям для них она привела. Здесь важно, чтобы у каждого была возможность высказаться, чтобы все голоса были услышаны (а не только мнения лидеров и взрослых). Нередко вскрываются новые подробности случившегося, которые до этого не высказывались. Участники часто выражают эмоций, высказываются претензии, предубеждения, могут выражать злость и агрессию. Хранитель вправе перебивать говорящего лишь в крайнем случае, поэтому ему помогают управлять коммуникацией волонтеры, перефразируя или отражая некорректные, излишне эмоциональные высказывания, акцентируя и поддерживая конструктивные, позитивные высказывания и предложения. Цель хранителя и волонтеров в данной фазе – сохранить пространство говорения-слушания, не допустить эскалации конфликта, тем самым поддерживая целостность Круга сообщества и доброжелательную атмосферу. При этом важно не снижать остроту проблемы, не сглаживать ее значимость для говорящего.

Фаза 3. Рассмотрение возможных вариантов решения

Хранитель запускает обсуждение и просит высказаться о возможных путях решения проблемы. Важно поддерживать разговор на принятие ответственности за решение ситуации самими участниками Круга сообщества. Если какое-то решение находится вне зоны их компетенции, необходимо договориться, как участники Круга сообщества будут способствовать его реализации.

Хранитель может запускать символ слова без конкретного вопроса, если чувствует, что участникам Круга сообщества есть что добавить на предыдущий вопрос или что начался важный для участников Круга сообщества разговор и нужно предоставить возможность для высказываний.

Когда символ слова вернулся к хранителю, тот может подвести итог сказанному в Круге сообщества, четко сформулировав вопросы, требующие решения. Если в этом раунде не были обсуждены возможные решения, символ слова опять пускается по кругу. Хранитель и волонтеры создают условия для достижения консенсуса. Хранитель может предложить для обсуждения и другие вопросы, поднятые при выступлении участниками; может поместить символ слова в центр круга, чтобы его взял участник, который хочет высказаться.

Фаза 4. Достижение соглашения.

В этом раунде определяются пункты соглашения или общей точки зрения участников. Хранитель и волонтеры проверяют пункты соглашения на реалистичность, задают участникам Круга сообщества вопросы о возможности исполнения ими условий соглашения. К примеру, в Круге сообщества, проводимом среди подростков в одной из Минских школ, ученики составили свой «Свод правил», состоящий из 7 пунктов, среди которых: «Обращаться друг другу по именам (а не кличкам)», «Выслушивать друг друга», «Не оскорблять друг друга и родителей, уважительно относиться друг к другу».

Важно понимать, что участники несут ответственность за принятое решение. Поскольку участники сами вырабатывают решение, вероятность его исполнения гораздо выше, чем если бы решение было навязано кем-либо извне.

Следует отметить, что далеко не всегда в Круге сообщества требуется принять решение: иногда достаточно прояснить ситуацию или оказать человеку поддержку или проявить взаимопонимание.

Фаза 5. Подведение итогов. Закрытие Круга

Хранитель подводит итоги проведенного Круга сообщества, дает обратную связь. Участники делятся своими мыслями и впечатлениями о проведенном Круге. Хранитель благодарит собравшихся за работу и закрывает Круг сообщества.

Приведенное выше деление встречи в Круге сообщества на фазы достаточно условно: оно предполагает проведение тех или иных раундов в зависимости от целей Круга сообщества. Некоторые фазы могут опускаться. Как указывалось, выше, случается, что Круг сообщества не заканчивается достижением соглашения: достаточно того, что люди высказали свои желания и услышали других. Иногда соглашения и не нужно, так как конфликт имел своей причиной недоразумение или недопонимание. В этой связи хранителю и волонтерам нужно чутко реагировать на все изменения в ходе встречи, опираться на ценности Круга сообщества и обсуждать их.

После проведения Круга сообщества хранитель поддерживает связь с классным руководителем и социальном педагогом, следит за процессом исполнения достигнутых в Круге сообщества договоренностей. При необходимости возможно проведение Круга поддержки, на котором участники обсуждают эффективность реализации, претворения в жизнь принятых решений, отмечают изменения, произошедшие в коллективе.

Нельзя не отметить роль классного руководителя в проведении Кругов сообщества. Нередко педагоги воспринимают Круг сообщества как универсальное средство, способное в одночасье изменить поведение учеников, разрешить конфликт или устранить проблему раз и навсегда, сами при этом абстрагируясь от участия в Круге сообщества. Зачастую случается, что классный руководитель начинает реализовывать в Круге сообщества свои педагогические задачи: воспитывать, поучать, критиковать, наставлять. Считаем, что Круг сообщества нельзя использовать как буквальное продолжение педагогического процесса. Безусловно, классный руководитель – важная фигура для учеников, однако не следует на Круге сообщества читать нотации и говорить последним, как им следует поступать. Такая позиция может снизить уровень возникшего доверия, вызвать сильное отторжение у школьников (особенно подростков), что неизбежно снизит динамику Круга сообщества, а главное – снимет с участников Круга сообщества ответственность за выработку собственного решения.

Классный руководитель участвует в Круге сообщества на равных со своими учениками, он не оказывает давления, не критикует. Посредством Я-сообщений педагог говорит о своем ощущении или проживании обсуждаемой ситуации, о том, каким он видит выход из нее. Именно классный руководитель будет поддерживать конструктивные изменения в классе, напоминать участникам Круга сообщества о достигнутых договоренностях. Роль классного руководителя в Круге сообщества можно свести к словам Конфуция: «Задача учителя – открывать новую перспективу размышлениям ученика».

Круги сообществ, как и медиация, предоставляют спорящим сторонам дополнительные ресурсы в урегулировании конфликта, позволяют участникам услышать и понять друг друга, выработать уникальное и отвечающее именно их потребностям решение. Для того, чтобы примирительные практики в целом, и Круги сообществ, в частности, стали частью культуры человеческого взаимодействия – необходимы специальные, в том числе образовательные усилия. Вселяет надежду тот факт, что руководство образовательных учреждений заинтересовано в создании школьных служб примирений, в использовании медиации и других практик, ориентированных на добровольное, ненасильственное разрешение конфликтов.

Использованные источники:

1.За методологическую основу специалистами Центра «Медиация и право» при ОО «Белорусский республиканский союз юристов» была взята модель Кругов сообщества, разработанная российской Межрегиональной общественной организацией «Общественный центр «Судебно-правовая реформа»: учебно-методический фильм по программе «Круг сообщества»; Коновалов А.Ю. Программа Круг сообщества. Лекция 5.

2. Бессонов Н. Цыганский суд (статья) – «Романi яг» № 17 (144), 2006.

3. Энциклопедия казачества /Сост. Г.В. Губарев, ред.-изд. А.И. Скрылов/ – Москва: Вече, 2007.

4. Латинская Америка в XX веке: Пособие для вузов /А. И. Строганов/ – Москва: Дрофа, 2002; Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу / Пер. с англ. Н.С. Силкиной; Под ред. Р.Р. Максудова, Л.М. Карнозовой, Н.В. Путинцевой. М., 2010; См. напр.: Статья директора организации «Eigene Kracht» (Нидерланды). Роб Ван Паже. Семейные групповые конференции: этапы проведения // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 8. 2011. С. 91 - 96.

5. Бобровников В.О. Местный обычай и Российский закон (сборник «Ислам в России и Евразии» под ред. В.О. Бобровникова, Том II) – Москва: Издательский дом Марджани, 2009; Маслиат как самобытный способ разрешения конфликтов (редакционная статья) – «Дагестанская Правда», Выпуск № 104-105 от 10.04.08.

6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций «Касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» (Совершены 29.11.1985)// Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь, N 4, 1999.

7. История государства и права Беларуси: Пособие для студентов вузов /И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс/ – Минск: Тесей, 2004; Амплеева Т.Ю. К вопросу о месте и роли общинного суда в системе древнерусского правосудия// «Право и политика», 2007, N 11; Маховенко Е. Выездные суды по земельным делам в Великом Княжестве Литовском в XV - первой половине XVI века//Экологическое право, 2005, N 3.

8. Максудов Р.Р. Круги сообществ: на пути создания российской модели. (Методические аспекты проведения Кругов сообществ)// http://sprc.ru/wp-content/uploads.pdf.


[1] Слово мир происходит от праслав. *mirъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. миръ (греч. εἰρήνη «мир, мирное время», κόσμος «украшение, порядок, вселенная»). Ср.: укр. мир «весь мир, народ, спокойствие, согласие», болг. мир(ъ́т) «мир, спокойствие, свет», сербохорв. ми̑р (род. п. ми́ра) «мир, покой», словенск. mȋr — то же, чешск. mír «мир, покой, спокойствие, согласие», польск. mir, в.-луж., н.-луж. měr — то же. Первонач. основа на -u, следы которой имеются в ст.-слав. и др.-чешск. Родственно др.-лит. mieras «мир, спокойствие», латышск. mie^rs — то же, далее алб. mirë «хороший», др.-инд. mitrás «друг», далее милый. Знач. «сельская община» развилось из «мир, мирное сообщество» (https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8A).

2. Модуль.

Порядок проведения медиации.

  1. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИАЦИИ (Классическая медиация).

  1. Вступительное слово медиатора.
  2. Презентация сторон.
  3. Дискуссия.
  4. Кокус.
  5. Формирование повестки дня.
  6. Выработка предложений.
  7. Подготовка соглашения.
  8. Выход из медиации.

Восстановительная медиация – заглаживание вреда обидчиком и определения обидчиком и «жертвой» своего поведения и действий в будущем это основное отличие от классической медиации.

Перед началом медиации всегда происходит сначала встреча с «жертвой» и обидчиком.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

На встрече с одной стороной

  1. Создание условий для диалога со стороной
  2. Начало диалога. Установление контакта
  3. Понимание личностного осмысления ситуации
  4. Поиск вариантов выхода
  5. Подготовка к встрече сторон

На встрече сдвумя сторонами

  1. Создание условий для диалога между сторонами
  2. Организация диалога между сторонами
  3. Поддержка восстановительных действий
  4. Обсуждение будущего
  5. Заключение соглашения
  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ЭТАПА.

1-ый этап медиации – вступительное слово медиатора.

Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам:

- что такое процесс медиации,

Примерные вопросы:

- Известно ли Вам что-нибудь о медиации?

- Располагаете ли вы временем необходимым для проведения медиации, примерно 1,5-2 часа?

- Понятно ли сторонам что такое медиация, на каких принципах она построена?

- Понятно ли вам какую роль играет медиатор в медиации?

- Добровольно ли стороны пришли в процесс медиации?

- Надо ли еще кого-то пригласить, кто может помочь разобраться в возникшей проблеме?

- Согласны ли стороны с правилами проведения медиации и поддержания уважения и вежливости друг к другу?

- Готовы ли стороны обсуждать варианты выхода из сложившейся ситуации?

2-ой этап медиации – презентация сторон.

На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, которая обратилась с просьбой о проведении медиации, а в школьной медиации с потерпевшей стороны. ,

Примерный перечень вопросов в презентации сторон:

- Уважаемые стороны(обращаться по имени), кто из вас начнет первым рассказывать свое видение сложившейся ситуации?

- Кто является инициатором обращения к медиатору? С того и начнем.

- Выслушаем сначала сторону которая потерпевшая.

- Раз вы самостоятельно не можете разрешить кому начинать, давайте потянем жребий.

- Спасибо за ваш рассказ, я сейчас попробую вкратце пересказать сказанное вами, если что то пропущу или скажу не правильно, вы меня поправьте, хорошо? И так, из сказанного вами……. Эхо-повтор

- Правильно ли я вас поняла, вы ………Эхо-повтор

- Я ничего не упустила, вы………Эхо-повтор

- Давайте послушаем вторую сторону (по имени!)

- Желаете ли вы что-либо добавить к сказанному?

3-ий этап медиации – дискуссия.

По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать свои замечания. Вполне возможно, что стороны начнут вести весьма эмоциональный диалог. В этом случае медиатору стоит дать им высказаться, «сбросить» накопившиеся эмоции, т.е. применить технику «вентилирование эмоций», но не выпустить ситуацию из-под своего контроля.

,

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- Спасибо стороны (по имени!), что были откровенны, смогли рассказать свою ситуацию, да, сложность есть, но сегодня вы здесь, для того что бы эту ситуацию разрешить, это так?

- Что вы ждете от сегодняшних переговоров?

- Как бы вы хотели, что бы ситуация разрешилась?

- Что бы вы хотели узнать друг у друга?

- Может у кого-то есть какие-либо предложения по выходу из проблемы?

- Давайте разберем, что конкретно вас волнует, почему именно так вы хотите поступить?

- А у вас есть, что сказать?

- Давайте эмоциональное состояние отпустим и перейдем к индивидуальной беседе.

4-ый этап медиации – кокус.

Т.е. беседа медиаторас каждой из сторон индивидуально. ,

Примерный перечень вопросов в кокусах:

- Сейчас мы остались одни и вы можете более открыто рассказать, что же вас волнует, чего вы опасаетесь в данной ситуации. Сказанное вами сейчас, без вашего разрешения не будет мною передано второй стороне (по имени!).

- Что вы чувствуете в сложившейся ситуации?

- Каких конкретных действий вы ждете от стороны (по имени!)?

- Почему вы настаиваете именно так сделать?

- Что для вас важно? Почему?

- Что для вас неприемлемо? Почему?

- На какие уступки вы можете пойти?

- Что вы думаете надо сделать, что бы сторона согласилась на ваши предложения?

- Поставьте себя на место стороны (по имени!), как бы вы поступили?

- Важны ли для вас сохранения отношений со стороной (по имени!)?

- Желаете ли вы общаться со стороной (по имени!) в будущем?

- Что из сказанного вами, я могу донести до второй стороны (по имени!)?

- Желаете ли вы сами сказать свои предложения второй стороне (по имени!), или это сделать мне?

5-ый этап медиации – формирование повестки дня.

На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. ,

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- Уважаемые стороны, я вас внимательно выслушала, вижу, как вас волнует данная ситуация, давайте определим, какие важные вопросы мы будем далее обсуждать, т.е. определим повестку дня.

- И так, на данный момент, главным вопросом является - …, какие еще вопросы вас волнуют?

- Чтобы было нам легче работать, давайте четко определим, какие вопросы мы будем сейчас рассматривать.

- Я правильно вас поняла, вас волнует вопрос о - ….., хотите еще что-то добавить?

- Спасибо, что определились с вопросами, теперь мы можем приступать к выявлению предложений по выходу из вашей сложной ситуации.

6-ой этап медиации – выработка предложений.

Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процессе медиации. ,

Примерный перечень вопросов в выработке предложений:

- Я правильно услышала (по имени!), вы предлагаете второй стороне (по имени!) - ….. (записать на бумаге предложение). Как вторая сторона к этому относится, почему? Какие есть предложения взамен этому?

- Не думали ли вы, что в данной ситуации можно было бы поступить другим образом (привести пример).

- В аналогичной ситуации, мои знакомые поступили так - … (привести пример).

- Какие есть трудности, что бы сейчас изменить ситуацию?

В случае агрессии сторон:

- Уважаемые стороны (по имени!), у вас осталось желание урегулировать спор?

- Вы не думали, какие могут быть последствия, если вы сейчас не договоритесь?

- Хочу напомнить вам, что вы давали обещание быть корректными и взаимно-вежливыми!

-Ваш крик не поможет решить вопрос.

- Никак не пойму, о чем вы??? (блокировка).

-Уважаемые стороны (по имени!)! Вы хозяева конфликта, я хозяин медиации. Давайте следовать правилам, которым вы дали согласие придерживаться.

- Вы занимаете жесткую позицию соперничества, поймите, у каждого искаженный взгляд на конфликт и каждый считает себя правым.

- Попробуйте успокоить ваши обиды и эмоции.

- В конце концов! Конфликт не может превращаться в смысл жизни!

7-ой этап медиации – подготовка соглашения.

 Теперь необходимо проверить каждое из них, протестировать на реальность.

Примерный перечень вопросов при подготовке соглашения:

- Устраивает ли стороны (по имени!) принятая договоренность по вопросу ?

- Каким образом вы будете выполнять данную договоренность?

- В какие сроки договоренность должна быть исполнена?

- Есть ли у вас возможность исполнить договоренность в установленные сроки?

8-ой этап медиации – выход из медиации.

Задача этого этапа – получение медиатором обратной связи о результатах работы. ,

Примерный перечень вопросов в этапе выхода из медиации:

- Скажите пожалуйста уважаемые стороны (по имени!), устраивает ли вы достигнутое соглашение?

- Как вы думаете, была ли полезна для вас медиация?

- Каковы ваши ощущения после того как ваша проблема разрешена согласно вашим желаниям и с учетом ваших интересов?

  1. Правила бесконфликтного общения
  1. Обращайтесь к собеседнику по тому имени, как он вам сообщил
  2. Поддерживайте зрительный контакт, иначе собеседник может почувствовать себя отвергнутым.
  3. Общайтесь с реальным человеком, а не со своим представлением о нем, не делайте из него заранее своего врага.
  4. Придерживайтесь позиции «на равных», не подавляя другого и не проявляя слабость.
  5. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг Вас есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Вы изолированы, как в защитном коконе.
  6. Потребуйте спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Отметайте эмоции вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».
  7. Не используйте конфликтогены – слова, действия, порождающее или способные привести к конфликту: незаслуженные и унизительные упреки, оскорбительные высказывания, др.
  8. Не давайте отрицательных оценок, а говорите я-высказываниями о своих впечатления. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».
  9. Отражайте как эхо смысл высказываний и претензий партнера. Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?». Спрашивайте, уточняйте, просите предоставить как можно больше деталей. Эта тактика устраняет недоразумения, демонстрирует внимание к человеку.
  10. Делайте паузы. Часто бывает, что вопрос задан, а ответ на него требует времени на размышление. Предоставьте его собеседнику.
  11. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только зрелые личности.
  12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Не от «противника» требуйте: «Замолчи!.. Прекрати!», а от себя! Добиться этого легче всего.
  13. Предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
  14. Старайтесь поддерживать беседу в деловом формате ответственных за свои слова и поступки людей

 

  1. . Личность медиатора.Профессиональная этика медиатора.

Для того, чтобы действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Как может помочь медиатор, проводя школьную медиацию,подросткам – обидчику и потерпевшему в защите их прав?

Обидчику (подростку, совершившему проступок):

- осознать причины своего поступка и его последствия;

- принести извинения;

- загладить причинённый вред;

- вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.

Потерпевшему:

- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;

- убедить в том, что справедливость существует.

Итак, исходя из этого, задачи медиатора можно сформулировать следующим образом:

1. Снизить административные, карательные воздействия взрослых.

2. Организовать участникам конфликта диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия.

3. Помочь подросткам путём переговоров избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний.

4. Помочь самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие основные принципы медиации:

- добровольности;

- добросовестности, равноправия и сотрудничества сторон;

- беспристрастности и независимости медиатора;

- конфиденциальности.

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие требования:

- способствовать созданию в ходе переговоров атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, взаимного уважения;

- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт медиации и его основные принципы;

- проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных участников медиации;

- внимательно и активно слушать стороны, анализировать и обобщать информацию, управлять переговорным процессом, мотивировать стороны на поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;

- не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой, эмоциональным состоянием) свое отношение к сторонам;

- проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;

- при исполнении обязанностей соблюдать деловую манеру в общении, деловой стиль одежды.

В профессиональной деятельности медиатор обязан строго придерживаться следующих международных стандартов поведения:

а) порядочность — медиатор должен соблюдать порядочность по отношению к себе, к участникам процесса.

б) концентрация — медиатор должен быть способным сосредоточиться на проблеме, поступке, обстоятельствах, с которыми сталкивается на данный момент.

в) быстрота и доступность — медиатор должен владеть умением ставить необходимые вопросы в подходящий момент для того, чтобы участники процесса смогли понять мотивы своего поведения.

г) снисходительность — медиатор должен выслушать и принять мнения сторон даже тогда, когда не согласен с ними.

д) доверие — медиатор является личностью, которая верит в способность сторон, что они могут что-то изменить.

е) уважение — медиатор должен уважать стороны и обеспечивать учтивые отношения между сторонами.

ж) терпимость — стороны не принуждаются к заключению соглашения о примирении в процессе урегулирования спора. Во время размышления сторон медиатор не вправе их торопить. Разрешение конфликта необходимо оставлять на рассмотрение сторон, тогда примирение будет более успешным и прочным.

з) симпатия — медиатор должен создавать благоприятный климат для благосклонности, понимания, проявления сочувствия в отношении сторон, ловкости и понимания эмоционального и социального положения.

и) способность хранить конфиденциальность известной информации.

к) коммуникабельность — умение создавать благоприятные условия для участников процесса.

Медиатор обучен:

- оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон;

- быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений;

- быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь;

- быть испытателем реалистичности и осуществимости высказываемых сторонами идей по разрешению спора, помогая им выстроить разумные и реалистичные предложения, чтобы принимаемые сторонами конечные соглашения были надежными и долгосрочными

- быть генератором альтернативных предложений для разрешения спора, помогая сторонам выйти за стереотипы привычных и часто ограниченных взглядов на их проблему;

- быть расширителем ресурсов сторон, направляя их к тем, кто может дать им необходимую фактическую и другую информацию, оказать юридическую или экономическую консультацию;

- быть учителем в достижении сотрудничества на переговорах, обучая стороны думать, действовать и вести переговоры на принципах сотрудничества и помогая им искать решения, которые бы отвечали как их собственным интересам, так и интересам другой стороны;

- содействовать сторонам в доведении соглашений до завершенности, заботясь о том, чтобы у каждой стороны сохранилось полное понимание и ответственность по отношению к заключенному соглашению.

Процесс медиации считается эффективным, когда стороны удовлетворенымировым соглашением, процессом его достижения и путем ведения переговоров

Правила использования вопросов:

  1. Открытые вопросы предпочтительнее, чем закрытые. Открытые вопросы позволяют выйти за рамки первоначальных предположений и расширить возможности понимания другого человека.
  2. Если вопрос предназначен для того, чтобы удовлетворить ваше любопытство, - не задавайте его! Задавайте только нужные вопросы.
  3. Если вам кажется, что для принятия решения вам не хватает информации, подумайте, требуется ли от вас принимать решение.
  4. Если вы хотите проверить, правильно ли вы поняли партнера, воспользуйтесь техникой «эхо» или парафразой (перефразированием).
  5. Не забегайте вперед! Если вы все же задаете вопрос, то он должен иметь непосредственное отношение к тому, что уже прозвучало в рассказе партнера.
  6. Вопросы должны иметь проясняющий характер (задаются с целью восстановления игнорируемого материала, ограничений преувеличений и обобщений, отделения фактов от интерпретаций).
  7. Избегайте вопроса «почему?», так как он предполагает создание защиты и заставляет собеседника чувствовать себя так, будто он оправдывается. Лучше «В чем причина?».
  8. Интонация вопроса должна соответствовать переговорной стратегии (доминирование – требование, уступка – просьба, компромисс, сотрудничество – предложение).
  9. Не отвечайте сами на свой вопрос. Даже самый очевидный для вас ответ должен дать сам собеседник.
  10. Один вопрос – один ответ. Уходите от «пулеметной очереди» в 2-3-4 вопроса сразу.
  11. Проясняйте ситуацию до конца, не проецируйте ответ из собственных представлений. Уточняйте именно тогда, когда вам все вроде бы ясно.

 

Техники активного слушания: цитирование (эхо-повтор), перефразирование, интерпретация (резюме)

Активное слушание - слушание с правильной внутренней и внешней активностью. Активное слушание помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения - и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.

Активное (рефлексивное) слушание предполагает регулярное использование обратной связи для достижения большей точности в понимании партнера.

Отражение (эхо-повтор) – дословное или с незначительными изменениями повторение слов или фраз собеседника (можно с изменением порядка слов).

Цель:

  1. Заполнить паузу и в это время продумать аргумент или ответ;
  2. Лучше понять «картину мира» собеседника
  3. Проверить, правильно ли вы понимаете мысль;
  4. Предоставить собеседнику возможность услышать себя со стороны.

Варианты реализации:

  1. Точно повторяются ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку.
  2. Отражение последних слов фразы партнера во время продолжительных пауз как приглашение продолжить рассказ.
  3. Если говорящий пытается выразить не совсем ясные для себя мысли, их повтор без изменения структуры и без введения дополнений от слушателя (позволяет говорящему лучше осознать, что он говорит).
  4. Опережающее эхо (вклинивание в речь собеседника и подсказывание слов, продолжение фразы). Структурированный возврат информации (в медиации в стадии презентации сторон по схеме «факты – интерпретация – чувства – позиция»).

Техники-Эхо-повтор последних слов собеседника, но с вопросительной интонацией.

Перефразирование (парафраз) – передача своими словами сообщения, сосредоточение на смысле и идеях.

Реализуется с помощью речевых «мостиков»:

«Как я понял вас, вы считаете…», «Как я понял, вы говорите о …», «По вашему мнению…», «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но…», «Правильно ли я понимаю», «Верно ли я услышал, что…». Через постановку «зеркальных» вопросов.

Парафраз применяется с целью:

  1. Проверки слушателем точности восприятия (когда речь кажется понятной).
  2. Переформулирование негативных утверждений в позитивные.
  3. Смещения акцента на предполагаемые интересы (на сходства, а не различия).

Техника перефразирование- передача краткого сообщения собеседника, сути сказанного.

Техника резюмирования– подведение итога не отдельной фразы, а значительной части или всего разговора в целом. Отмечаются ключевые моменты рассказа в лаконичной форме.

Цели:

  1. Помогает выстроить фрагменты разговора в смысловое единство.
  2. В ситуациях, когда говорящий «ходит по кругу» (что является признаком того, что он боится непонимания) показываем, что поняли смысл его высказываний.

Реализуется с помощью речевых «мостиков»: «Я внимательно вас выслушал. Позвольте мне проверить, правильно ли я вас понял…», «Если теперь подытожить сказанное вами, то…», «Из вашего рассказа я сделал следующие выводы:…», «Вы хотели сказать, что…».

Техника интерпретация – предположение о реально сказанном, о целях и причинах. Пример – «Итак предполагаю что вы…

 

11. Готовы вы ли к тому, что выход из сложившейся ситуации может быть иной, чем вы его себе сейчас представляете?

Длительность отношений

1. Какие отношения существовали между вами до начала конфликта?

2. Как долго вы находитесь в данной ситуации? С чего и когда начались проблемы?

З. Как за это время изменились ваши отношения?

4. Изменилось ли ваше отношение к сложившейся ситуации?

5. Как вы думаете, изменилось ли отношение второй стороны к сложившейся ситуации?

История трудностей в разрешении конфликта. Степень эскалации конфликта

1. Были ли попытки самостоятельно урегулировать конфликт?

2. Что помешало самостоятельно найти решение проблемы? Что заставило вас остановиться и не идти дальше?

3. Что готовы сделать для урегулирования конфликта?

4. Что вы ожидаете друг от друга?

5. Что вас заботит особенно сильно в сложившейся ситуации?

6. На кого помимо вас влияет эта проблема? Чьи интересы могут быть затронуты?

Понимание и принятие интересов друг друга

1. Что означает для вас выйти победителем из сложившейся ситуации?

2. Как вы думаете, заинтересована ли другая сторона в урегулировании конфликта, а в задержке его урегулирования?

З. Вы могли принять предложение об урегулировании конфликта с учетом взаимных интересов?

4. Имеет ли для вас значение интересов другой стороны? Сможет ли вторая сторона получить то, что для нее наиболее важно? Это будет для вас иметь значение? А для развития ваших отношений?

5. Представляет ли это проблему для вас и другой стороны?

6. Замешаны ли в конфликте (хотя бы опосредовано) другие лица? Насколько вам важно, чтобы этот конфликт не нарушил их привычный образ жизни? Ка вы думаете насколько это важно для другой стороны?

Перспективы дальнейшего сотрудничества

1. Если этот конфликт будет урегулирован, будете ли заинтересованы в продолжении сотрудничества, поддержании отношений? Насколько это для вас важно?

2. Как повлияет на ваши взаимоотношения ситуация, если судебным решением будут полностью удовлетворены требования одной стороны? Представьте, если в суде выиграет вторая сторона, что это будет означать для вас?

З. Если вы узнаете, кто из вас прав, это разрешит конфликт? Вам станет легче, вы получите желаемое?

4. Как вы думаете, если вы выиграете в суде, может ли это заставить вторую сторону в будущем создавать дополнительные трудности и неудобства вам?

5. Как вы думаете, сколько еще времени потребуется для урегулирования конфликта? Что-то можно сделать, чтобы ускорить его разрешение?

6. Что если это конфликт будет продолжаться еще долгое время? Насколько для вас важно, чтобы он был урегулирован быстрее?

7. Если бы конфликт был урегулирован сейчас, завтра (в течении недели, месяца…) что бы это значило для вас? А для другой стороны?

Способы урегулирования конфликтов

1. Смогут ли извинения другой стороны, или выражения сожаления о содеянной или сказанном помочь в урегулировании ситуации?

2. Каким вам видится ваше идеальное будущее через день, месяц, полгода?

3. Насколько Вам важно сохранить свое лицо, (репутацию, статусность и др.) в данной ситуации?

4. Если вторая сторона сделает________ (скажет, пообещает, предпримет), готовы ли вы сделать что-то в ответ?

5. Если бы конфликт был урегулирован сегодня, в ближайшее время, чтобы вы готовы сделать для этого? От чего могли бы отказаться?

 

Вопросы в кокусе:

  1. Есть ли что-то, что вы не хотели выносить на общую сессию и хотели бы обсудить лично в индивидуальной беседе?
  2. Что существенно для вас?
  3. Что вас заботит особенно сильно в сложившейся ситуации?
  4. Что бы вы могли сделать для разрешения ситуации?
  5. Что вы ждете от другой стороны?
  6. Что для другой стороны, по-вашему, важно?
  7. На каких условиях, по-вашему, он может пойти навстречу?
  8. Какой поступок (действие) вы бы расценили как шаг к примирению?
  9. Имеет ли для вас значение интересов другой стороны?
  10. Какое бы решение было бы для вас наилучшим, приемлемым, неприемлемым?
  11. Готовы ли вы к тому, что решение может быть иным, чем вы себе представляете?
  12. Что из того, что прозвучало на индивидуальной беседе я могу сказать другой стороне?

 

Вопросы восстановительного подхода

  1. Расскажите, как вы видите эту ситуацию.
  2. Что происходило тогда? Что происходит сейчас?
  3. Как это повлияло на вас?
  4. Что для вас важно достичь в разрешении данной ситуации?
  5. В чем вы видите проблему взаимоотношений с _____?
  6. Что для вас важно узнать у _________________?
  7. Важно ли для вас, чтобы отношение другой стороны к вам изменилось?
  8. Какие варианты разрешения ситуации вы можете предложить?
  9. Готовы ли вы к обсуждению интересующего вас вопроса с другой стороной? Если нет, могу ли я создать для вас какие-либо договоренности с другой стороной без формальной встречи?
  10. Что необходимо, на ваш взгляд, для того, чтобы встреча могла произойти?

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.