Отсутствие серьезного представления школьника о дальнейшем жизненном пути - признак инфантильности.
Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего - ближайшего и отдаленного - человек не может рассчитывать на успех в жизни.
Схема построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план:
- Главная цель (что я буду делать, таким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
- Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
- Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).
- Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
- Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
- Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.
Полезные советы выбирающему профессию
Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, своё? Вот несколько заповедей:
- Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или её результат?
- Не путай признание с призванием. Не место красит человека, а человек место!
- Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о её теневой стороне.
- Выясни всё о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.
- Мечтай о большом, но радуйся пока малому! «не сразу Москва строилась…».
Для того, чтобы выбор профессии оказался наиболее точным и правильным, необходимо соединить воедино:
- Стремление выбрать профессию в соответствии со своими способностями.
- Стремление служить потребностям общества.
- Стремление достичь материального благосостояния, социально-экономической позиции.
- Стремление получить профессию, связанную с определёнными условиями труда.
- Стремление овладеть определённым содержанием выбранной профессии.
- Стремление к совпадению общественно значимых и личностно значимых мотивов
- Стремление к успешному освоению деятельности, эффективному её использованию, ориентации на содержание труда.
- Стремление к саморазвитию и самореализации.
Типичные ошибки при выборе профессии:
- Выбор профессии без учёта своей профессиональной пригодности.
- Ориентация на выбор сверстников.
- Ориентация на внешние характеристики профессии.
- Ориентация на престиж профессии
- Игнорирование своих психофизиологических особенностей.
Официальные сайты о профессиях,
путях трудоустройства и выборе образовательной траектории
- Сайт Министерства образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by
- Сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by
- Сайт Национального института образования: www.adu.by
- Сайт Главного Информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by
- Сайт Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи: www.repom.edu.by